Двумерным массивом называется совокупность данных, каждое значение которых, зависит от его положения в строке и в столбце. Каждый элемент двумерного массива описывается как a[i,j], где: а – имя массива i - номер строки j – номер столбца Пример двумерного массива (матрицы): А[3,3]= Если в матрице количество строк и столбцов совпадают, то она называется квадратной, в противном случае прямоугольной. Главная диагональ квадратной матрицы проходит из левого верхнего угла в правый нижний. А[3,3]= Побочная диагональ квадратной матрицы проходит из правого верхнего угла в левый нижний. А[3,3]= Описание массива в разделе var аналогично описанию одномерного массива, только теперь необходимо указывать диапазон изменения столбцов и строк. Const n=10; m=12; Var a:array [1..n,1..m] of integer; Для ввода массива в память существует много способов, это зависит от направления задачи. Рассмотрим два самых распространенных способа: Пример 1(ввод с клавиатуры) Writeln(‘Введите элементы матрицы по строкам’); Writeln(‘В конце каждой строки нажимайте ENTER’); For I:=1 to n do Begin For j:= 1 to m do Begin Readln(a[i,j]); End; End; Пример 2 (заполнение случайными числами) Randomize; For I:=1 to n do Begin For j:=1 to n do Begin a[i,j]:=random(10); write(a[i,j],’ ‘); End; Writeln; End; Запишем пример в тетрадях. Пример программы ввода двумерного массива Паскаля с клавиатуры. Program vvod; type matrix= array [1..5, 1..10] of integer; var a, : matrix; i, j: integer; { индексы массива } begin for i :=1 to 5 do {цикл для перебора всех строк} for j :=1 to 10 do {перебор всех элементов строки по столбцам} readln ( a [ i , j ]); {ввод с клавиатуры элемента, стоящего в i -й строке и j -м столбце} end.