Дидактические требования к современному уроку- четкое
формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их
связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и
целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее
рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля
оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий
познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной
работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация
на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения
учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный
(комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и
трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений
по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это:
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это:
семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных
знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это:
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального
результата решения задачи
1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к
работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение
учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление
правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися,
выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания
и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение
мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов
действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и
способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия
учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в
добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания.Установление
правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление
пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых
знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок
и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение
усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в
знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной
системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих
идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое,
классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и
уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их
коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися
планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку
успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися
информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего
поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий
и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение
понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка
соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для
успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с
актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового
материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его
выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные
этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного
материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его
выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий
основной обучающей цели данного урока.
|