Кодирование звуковой информации
Аналоговая и цифровая информация
Физически звук представляет собой волновые колебания
давления в той или иной среде. Каковы бы ни были физические характеристики
колебаний, в данном случае важно то, что звук представляет собой нечто
неделимое на части (непрерывное), пробегающее в пространстве и времени. Чтобы
записать звук на какой-нибудь носитель можно соотнести его уровень (силу) с
какой-нибудь измеряемой характеристикой этого носителя. Так, например, степень
намагниченности магнитной ленты в различных ее местах зависит от особенностей
звука, который на нее записывался. Намагниченность может непрерывно изменяться
на протяжении ленты, подобно тому, как параметры звука могут меняться в
воздухе. Т.е. магнитная лента прекрасно справляется с задачей хранения звука. И
хранит его в так называемой аналоговой форме, когда значения изменяются
непрерывно (плавно), что близко к естественному звуку.
Но как хранить звук на компьютере. Здесь любая информация
представлена в цифровой форме. Данные должны быть представлены числами, а,
следовательно, информация в компьютере дискретна (разделена). Для того, чтобы
записать звук на цифровой носитель информации (например, жесткий диск), его
подвергают так называемой оцифровке, механизм которой заключается в измерении
параметров звука через определенные промежутки времени (очень малые).
Дискретизация и квантование
При преобразовании звуковой информации в цифровую форму ее
подвергают дискретизации и квантованию. Дискретизация заключается в замерах
величины аналогового сигнала огромное множество раз в секунду. Полученной
величине аналогового сигнала сопоставляется определенное значение из заранее
выделенного диапазона: 256 (8 бит) или 65536 (16 бит). Привидение в
соответствие уровня сигнала определенной величине диапазона и есть квантование.
Понятно, что как бы часто мы не проводили измерения, все
равно часть информации будет теряться. Однако и понятно, что чем чаще мы
проводим замеры, тем точнее будет соответствовать цифровой звук своему
аналоговому оригиналу.
Также, чем больше бит отведено под кодирование уровня
сигнала (квантование), тем точнее соответствие.
С другой стороны, звук хорошего качества будет содержать
больше данных и, следовательно, больше занимать места на цифровом носителе
информации.
В качестве примера можно привести такие расчеты. Для записи
качественной музыки аналоговый звуковой сигнал измеряют более 44 000 раз в
секунду и квантуют 2 байтами (16 бит дает диапазон из 65536 значений). Т.е. за
одну секунду записывается 88 000 байт информации. Это равно (88 000 / 1024)
примерно 86 Кбайт. Минута обойдется уже в 5168 Кбайт (86*60), что немного больше
5 Мб.

|